Алексей Беляков: «Торговыми центрами мы, по сути, не являемся»

Июнь 17, 2019

Уже в этом году откроется первый из 39 районных центров, которые ADG Group строит на базе старых советских кинотеатров. Корреспондент «Московской перспективы» встретился с главным архитектором проекта Алексеем Беляковым, чтобы выяснить, для кого заработают новые центры и на что они будут похожи

-       Сроки открытия районных центров ADG несколько раз переносились. Например, «Ангару» обещали сдать еще весной 2019 года. С чем это связано?

Ангара

-       Если говорить о районном центре «Ангара», то мы придерживаемся ранее озвученных планов – открыть его в 2019 году. Все сроки связаны, в том числе и с внешними факторами. Мы должны подготовить всю необходимую документацию, пройти согласования: устройство внешних сетей, получение разрешения Мосгосэкспертизы и так далее. Всё это требует времени, и сроки постоянно уточняются. Когда мы в конце 2014 года получили все объекты после торгов и начинали проект реконструкции, мы понимали, что 39 объектов – это масштабно, амбициозно и сложно. Соответственно, мы шаг за шагом выстраивали всю стратегию по реализации. Если бы мы делали 39 разных объектов с разным наполнением, разным архитектурным подходом, с разным зонированием, то это было бы очень долго. Поэтому мы пошли по пути типизации и стандартизации решений. Это стало базовой предпосылкой для того, чтобы сократить сроки реализации всей программы в целом.

106cd3c92d2affff59ac121e8ec58625.jpg

- Сколько сейчас у вас строится объектов и когда весь проект завершите?

- Сейчас строительные работы на разных стадиях ведутся по 24 зданиям – где-то мобилизация, где-то на объекты выходят подрядчики. Наша задача в 2020 году завершить весь проект. На примере первых зданий мы многому научились, поэтому считаем, что остальные объекты будут идти с опережением.

1211a1ca7df6b0c35649c27c6ca29909.jpg

- Почему ваш выбор пал на британских архитекторов, чем плохи российские? 

- Я бы не сказал, что российские архитекторы чем-то плохи. Ни на одном этапе мы не исключали их из процесса. Первоначально мы, например, работали с российской компанией ABD architects Бориса Левянта. Вообще, мы сформировали целый пул участников, в котором лидировал базовый архитектор – британская Amanda Levete Architects. Это известное архитектурное бюро, которое имело опыт реализации общественных пространств, что нас очень сильно привлекло. Они привнесли свежий взгляд на проект со стороны без привязки к какой-то специфике России или Москвы. К тому же это высокопрофессиональная команда, которая, как мы посчитали, сможет объединить всех участников разработки концепции под своей эгидой.

Поэтому здесь речь идет не про зарубежные или российские бюро, а про симбиоз и поиск наиболее актуальных решений, которые легли в основу концепции, и реализуются с участием российских проектировщиков.

8509e2706bc9aebc57255df1ef502906.jpg

- Чем конкретно ваши районные центры будут отличаться от торговых центров, которые могут располагаться рядом или в зоне досягаемости на автомобиле или общественном транспорте? 

- Во-первых, рядом других торговых центров может и не быть. Все большие торговые центры размещены на периферии, либо прямо в центре города. Чтобы до них добраться, нужно куда-то ехать, до этого собраться, сесть в машину и так далее. У нас другой подход – ведь торговыми центрами мы, по сути, не являемся. У нас есть составляющая фэшн, но она дополняющая. Когда мы еще в 2015 году проводили исследование, мы хотели узнать, какие насущные, ежедневные и ежеминутные потребности есть у жителей каждого конкретного района, которые нельзя реализовать двухчасовой поездкой в сторону какого-нибудь большого мегамолла. Мы собрали те функции, которые требуются жителям района в пешей доступности. Чтобы ты мог надеть тапочки, выйти и встретиться с другом, что-то купить, попить кофе, перекусить, посмотреть кино, не покидая района. Мы создаем пространство, где люди могут хорошо проводить время. Это не только и не столько про шопинг, сколько про времяпрепровождение с семьей, друзьями и соседями. То есть мы возвращаем ту функцию, которая изначально была в этих советских кинотеатрах. Это было место для встреч. Мы хотим вернуть эту атмосферу, свободу и доступность. Плюс добавляем функции образовательные, если ты хочешь отвезти своего ребенка в кружок на мастер-класс, например. Мы хотим создать именно сеть районных, а не торговых центров.

fd349c42a3107edc4d5de67047353449.jpg

- Получается, у вас нет конкурентов в вашем формате?

- Чтобы все функции были увязаны между собой и привязаны к специфике района – такого я раньше не видел.

- Понятно, что любой инвестор хочет скорейшего возврата своих средств с прибылью. Когда в вашем случае проект выйдет в ноль и начнет приносить доход? 

- Это сугубо экономический вопрос. Естественно, коллеги на всех этапах обновляют модели, чтобы проект районных центров работал с точки зрения экономики. Это коммерческий проект с внешним финансированием. Коммерческую концепцию наполнения и зонирование нам помогла сделать британская компания JHP. У нас не было конкретного указания, как надо проектировать, чтобы проект окупился за определенный срок. Но мы искали баланс.

e632bba3813d075b2e510b51cb91a568.jpg

Я как архитектор делал так, чтобы было красиво, при этом такое красиво должно быть и ориентировано к посетителю, чтобы он захотел зайти и что-то купить, и удобно для арендатора. Внутри районных центров мы создаем безбарьреное пространство и открытое зонирование, то есть мы не блокируем классическими стеклянными перегородками витрины магазинов. У нас выходит такая крытая торговая площадь. То есть внутри районного центра ты ходишь между разными магазинами, а не заходишь в них. Я считаю, что мы нашли очень правильный и нужный баланс между архитектурой, доступностью для посетителей и требованиями арендаторов. Но и тут мы действуем с умом – понятно, что мы не будем размещать бургерную рядом с фитнесом.

6174f1161ebb9f5a5079d7d291a04284.jpg

- В каком случае вы принимаете решение сносить кинотеатр, а когда – реставрировать? От чего это зависит? 

- Когда ты рассматриваешь варианты реконструкции, ты должен исходить из планируемой функции. То есть первое, о чем надо задуматься – можно ли твою идею разместить в существующем здании. В нашей ситуации большая часть объектов устарела как морально, так и физически. Кроме того, изначально она была заточена только под кинопоказ, причем советский – однозальный. Сейчас просто невозможно вместить в эти здания все те функции, которые мы запланировали. Качественный кинопоказ в тех зданиях невозможен в принципе. При этом мы сохраняем базовые элементы: большое остекленное фойе, массивный объем зальной части кинотеатров. То есть все то, что делает здания узнаваемыми и создает некую преемственность. Для этого мы намеренно оставили названия кинотеатров, мы восстанавливаем вывески – вплоть до шрифтов и написания, чтобы была связь с прошлым.

6ec68dbcdf567e00ae1626765637ee96.jpg

Есть объекты, где мы делаем реконструкцию, но там либо здания в нормальном состоянии, либо его уже успели обустроить под современные требования, например, «Саяны» или «Звездный». Там в принципе сильных вмешательств не требуется. Там необходимо немного облагородить, правильно доделать и можно снова запускать в эксплуатацию.

- Что будет с кинотеатром «Родина»?

e63706f03facf0725cfa3a1b9352cc27.jpg

- Это объект культурного наследия, который мы должны реставрировать. Под охраной фасады, элементы внутренней планировки, колонны, отделка лестниц, светильники и многое другое, что мы сохраняем. «Родина» стоит особняком, будучи жемчужиной нашего портфеля. Мы изначально поднимали архивы 1938 года для того, чтобы не просто сохранить то, что осталось, но и восстановить те вещи, которые были уничтожены. Это касается элементов отделки, напольных покрытий, отделки колонн, пилястр и так далее. 

Это очень сложная и кропотливая работа. Зато мы полностью сохраняем и восстанавливаем это здание практически в том виде, в котором оно было построено в прошлом веке. И, конечно, мы улучшаем кинопоказ в этом кинотеатре. На первом этаже будут кафе, а на крыше мы восстановим кровлю, сделав ее вновь эксплуатируемой. Доступ на нее будет у всех групп населения, в том числе и у маломобильных – там будет лифт. 

- А от чего пришлось отказаться в «Родине»? Какое там будет наполнение?

- В «Родине» мы оставим кинотеатр и ресторан. С учетом ограничений объемно-планировочных решений там ничего больше не нужно делать. Максимум, попробуем разместить творческие мастер-классы и пункт выдачи интернет-заказов.

0596b9a4d6004a4fb545e9af70acea0a.jpg

- Можете, пожалуйста, подробнее рассказать о тех исследованиях, которые вами проводились в 2015 году? Как ваши районные центры помогут наполнить жизнью спальные районы?

- По каждому району мы провели опросы, собрали мнения местных жителей. Где-то людям нужна была дополнительная досуговая функция, где-то не хватало качественного шопинга. Где-то людям нужны были аптеки, где-то образование или спорт. Образование и детский досуг были лейтмотивом во всех районах. Но основным посылом, конечно, был запрос «верните кино». Поэтому мы постарались собрать все основные пожелания. Хоть и были вещи, которые внедрить невозможно, например, зоопарк. Таким образом, мы упаковывали все пожелания, если так можно сказать, и сформировали базовый набор желанных функций. Ими оказались быстрые покупки в супермаркете, образование и досуг, доступные рестораны нестандартного плана, всё, что можно посещать на ежедневной основе, но чтобы это не было банально. Поэтому мы сначала сформировали базовый список, а остальное дополняли уже тем функционалом, который точечно был интересен жителям.

469d209c65877158d0d3410a10a812d1.jpg

- Сильно ли, по вашим прогнозам, будет падать трафик в ваших районных центрах в будни?

- Время покажет, но мы ожидаем, что трафик у нас будет относительно ровным именно потому, что это мини-формат, это именно то, что нужно на ежедневной основе, в шаговой доступности, здесь, сейчас и быстро. Аудитория районных центров – это те, чей день проходит в районе – родители и дети, подростки, пенсионеры.

6795e42d01c7753fa774c64a112ac1ba.jpg

- Сильно ли изменился проект за эти пять лет?

- Да, было очень много изменений с точки зрения внутреннего зонирования, обустройства, технических решений. Во-первых, потому что мы проходили этапы согласования на разных уровнях и в разных инстанциях, где всегда появлялись новые ограничения. Во-вторых, у нас постоянно приходят новые арендаторы, у которых свои пожелания, а у нас свои требования.

Допустим, кинооператору пришлось менять свою концепцию зонирования и входов в помещение, чтобы входы были открытыми в остальную часть этажа. Но общая концепция, конечно, сохранилась.

5106c9d2b1a85c2f2ecbd4e19426d1df.jpg

- Много ли будет у вас именно несетевых арендаторов?

- Относительно других, я могу сказать, что у нас будет очень много несетевых операторов, много новых брендов, локальных предложений, авторских концепций. Именно потому, что у нас небольшой формат, и нам не всегда интересно сажать большого арендатора. Мы ориентируемся на локальные и новые форматы.

5b71aa33845f7b8184c664590b668cfa.jpg

- Есть ли в мире какие-либо сетевые проекты, подобные вашему?

- Честно говоря, мы пытались найти компанию, которая делала бы что-то подобное, посмотреть, как они это делали и что у них получилось. Мы искали, но не нашли. Поэтому мы считаем, что именно в таком виде до нас такого никто не делал.

Мы придумывали эту концепцию, по-разному ее называли, учитывали, что всё очень локально, проект только про Москву. Все это не похоже на других, и поэтому мы столько раз обжигались.

77d1c38d2e20553ea1449570c77bca0e.jpg

- К вам обращались уже с просьбой помочь создать нечто подобное в других городах или, например, СНГ, где тоже есть подобные кинотеатры?

- Насколько я знаю, были некие вопросы и предложения, но ничего конкретного. Но мы ничего не скрываем, мы открыты, у нас маркетинговая программа достаточно обширная и доступная. Мы не делаем секрета и будем готовы рассказать обо всём более детально в ближайшее время, когда районные центры уже начнут работать. Мы считаем, что мегаполис должен развиваться определённым образом, чтобы ориентироваться на конкретные потребности конкретных людей.

Новости

На проспекте Вернадского началась реконструкция кинотеатра «Звёздный»
Июль 11, 2019
Начались работы по реконструкции кинотеатра «Звёздный», расположенного рядом со станцией метро «Проспект Вернадского». Здание, выполненное в стиле модернизм, сохранит свой уникальный архитектурный облик. «Звёздный» поменяется только внутри – за счёт перепланировки станет больше кинозалов, откроются кафе и рестораны. Об этом сообщил главный архитектор Москвы, первый заместитель председателя Москомархитектуры Сергей Кузнецов.
Началась реконструкция кинотеатра «Саяны» в Ивановском районе
Июнь 14, 2019
В кинотеатре «Саяны», закрытом с 2005 года, начались ремонтные работы. Сносить здание не будут, его обновят изнутри: заменят коммуникации, обновят планировки и системы пожаротушения. Кроме того, в здании отремонтируют кинозалы: их сделают более современными и безопасными. После реконструкции «Саяны» откроются уже как современный районный центр.
ADG group инвестирует в авторское кафе здоровой еды
Май 31, 2019

Сеть районных центров ADG group объявила победителей конкурса среди гастрономических предпринимателей «Битва за корнер». Первое место занял проект здоровой еды «Стой и свети». Его основательницы – три девушки – предложили безглютеновое и безлактозное меню, которое включает полезные супы, салаты, десерты и коктейли. Им достанется готовый ресторан на досуговом фудхолле.